+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Будущее - за комплексными решениями

20 Февраля 2012
Башкин Бронислав Владимирович Генеральный директор ЗАО «ЭСКО 3Э»

Уже который год ситуация в российском жилищно-коммунальном комплексе остается «стабильно сложной».

Растущие тарифы и вливания государственных средств не приводят к сколь либо значимым позитивным изменениям. Отрасль жизнеобеспечения превратилась в «черную дыру» российской экономики, проглатывая и превращая в ничто как государственные средства, так и средства граждан.

Проблемы комплекса из вопроса чисто профессионального, постепенно становятся вопросом, имеющим значительное социальное и даже общественно-политическое значение. Участниками рынка и представителями власти рассматриваются различные управленческие решения, озвучиваются различные подходы к разрешению стоящих перед отраслью проблем.

Предлагаемые меры делятся на два основных направления — установление жесткого административного контроля над этой сферой деятельности или дальнейшее продвижение по пути создания действенных рыночных механизмов регулирования рынка жилищных и коммунальных услуг.

Путь прямого администрирования имеет ряд системных недостатков. В отсутствие конкуренции, у управляющих и ресурсоснабжающих организаций нет стимула снижать издержки и улучшать качество услуг, внедрять новые виды оборудования и системы учета. Контролирующий же чиновничий аппарат традиционно громоздок и неэффективен. К тому же придется забыть о привлечении к реформированию жилищного и коммунального хозяйства частного капитала.

Развитие рынка жилищных и коммунальных услуг так же встречает ряд препятствий. Это низкая платежеспособность значительной части населения, монополизм ресурсоснабжающих организаций, незавершенность жилищной реформы.

К участникам рынка жилищных услуг предъявляется достаточно много претензий по зоне их непосредственной ответственности, в том числе на завышенные тарифы по содержанию и ремонту жилого фонда. Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются распоряжениями субъектов Российской Федерации и ни управляющие компании, ни собственники жилья никак на них повлиять не могут.

А вот повлиять на расход энергоносителей можно. Более того, нужно. На это направлена государственная программа «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», в рамках которой и согласно федерального закона № 261-ФЗ предусматриваются энергоэффективные мероприятия, стартом которых является оснащение зданий приборами учета используемых коммунальных ресурсов. Определен и конкретный механизм оптимизации энергосбережения — в Распоряжении правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р в качестве приоритетного направления научно-технического прогресса в сфере коммунальных услуг указывается создание автоматизированных систем контроля и управления потреблением коммунальных ресурсов.

Электронный арбитр

Переломить ситуацию на рынке ЖКУ и ответить наконец на вопрос потребителей «За что мы платим?» простым ужесточением административного контроля невозможно. Необходимо исключить возможность неявных хищений, которые метод ручного управления скорее предоставляет, чем пресекает.

В сфере жилищного и коммунального хозяйства это может сделать «электронный арбитр» — автоматизированные системы учета и управления потреблением коммунальных ресурсов, не только фиксирующие объемы расхода, но и отслеживающие динамику поставки ресурсов и их качество.

Инновационные подходы к решению проблем в сфере жилищного и коммунального хозяйства демонстрирует компания ЗАО «ЭСКО ЗЭ»,. разработавшая и совместно с партнерами осуществляющая внедрение Интегрированной Информационной Системы управления.

Глобальный софт — от приборов учета до квитанции

В чем новизна предложенного решения? В первую очередь — это объединение в рамках одного комплекса двух различных систем — автоматизированного учета потребления ресурсов и расчетно-кассовых (биллинговых) операций.

Такой подход обеспечивает автоматизацию прохождения всех операций — от снятия показаний с приборов учета до начисления платежей в платежную квитанцию за ЖКУ.

Что дает применение такой системы?

Из тьмы на свет — прозрачность учета и начислений

Не будет ошибкой назвать непрозрачность измерений, учета и начисления платежей за коммунальные ресурсы одной из главных причин недоверия к деятельности управляющих и ресурсоснабжающих организаций как со стороны потребителей, так и со стороны органов власти.

Примером решения проблемы является Автоматизированная система коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления АСКУРДЭ «НИИ ИТ—ЭСКО» — главная составная часть Интегрированной Информационной Системы управления.

АСКУРДЭ осуществляет автоматический сбор, учет и регулирование энергопотребления, контроль и управление техническими параметрами потребляемых энергоресурсов. Посредством современных средств коммуникации обеспечивает доступ к данным учета, позволяя и потребителю, и поставщику буквально в режиме реального времени отслеживать объём и качество получаемых знергоресурсов.

Предоставляемая АСКУРДЭ возможность контроля со стороны потребителя и ведение баланса между полученными и потреблёнными энергоресурсами и между уровнями учёта (общедомовым и индивидуальным) полностью предотвращает коммерческие потери от утечек и хищения.

Возложение функций учета и регулирования потребляемых ресурсов на независимого оператора, высокая степень автоматизации процесса учета способствует разрешению конфликтных ситуаций между потребителем и поставщиками ресурсов, возникновению доверия жителей к деятельности как управляющих, так и ресурсоснабжающих организаций.

Комфорт на контроле — количество и качество ресурсов к оплате

Особенностью системы АСКУРДЭ «НИИ ИТ — ЭСКО» является то, что она создана с учетом изменений в законодательной сфере, в частности действующего Постановления Правительства РФ № 307, вступающего в силу в 2012 году Постановления № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и позволяет контролировать качество предоставляемых коммунальных услуг и ресурсов установленным законом требованиям.

При существующей ручной системе учета, потребителю крайне сложно доказать нарушения со стороны поставщика даже в случае элементарного отключения воды. Доказать же свою правоту в случае нарушений по качеству практически невозможно. Судебные процессы длятся месяцами и зачастую заканчиваются ничем.

Система фиксирует параметры подаваемых ресурсов в режиме on-line, автоматически снимая, регистрируя и архивируя показания приборов учета, при этом она зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии как средство измерения и является эффективным арбитражным инструментом. Успешная судебная практика потребителей, использующих АСКУРДЭ «НИИ ИТ — ЭСКО» лишнее тому подтверждение.

Личность в тайне — управленец наяву

С целью обеспечения доступа потребителей к сведениям о деятельности управляющих компаний в сентябре 2010 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Стандарт раскрытия информации включает в себя и сведения о начислении платежей за коммунальные услуги.

Всю эту информацию плюс архив в цифровой или графической форме потребитель может получить через Интернет с серверов Интегрированной Информационной Системы управления, самостоятельно проверить правильность начисления платежей и проведенных перерасчетов в соответствии с показаниями приборов.

При этом система гарантирует полную конфиденциальность персональных данных жителя в соответствии с ФЗ № 152 «О персональных данных».

Оплата гарантирована — деньги транзитом

На протяжении всего периода жилищной реформы остро стоит проблема неплатежей — неполной или несвоевременной оплаты и перечисления средств потребителями и управляющими организациями поставщикам услуг.

Из-за чего это происходит? Как правило, средства на управление многоквартирным домом поступают изначально на счет управляющей организации, и уже оттуда происходит распределение по счетам компаний — поставщиков отдельных видов услуг.

Использование Интегрированной Информационной Системы позволяет осуществлять автоматическое расщепление платежей на специальном транзитном счете, гарантируя получение денежных средств поставщиками коммунальных ресурсов и услуг в день поступления платежа от потребителя.

Внедрение такой Системы в конечном итоге приведет к тому, что такое понятие как «просроченная задолженность управляющих компаний» просто исчезнет из обихода.

Инвестконтракт без риска — возврат денег без посредника

Автоматизация всех учетно-расчетных операций, исключение посредников по оплате путем внесения платежей за внедрение приборов учета и энергосберегающих технологий отдельной строкой в единый платежный документ и расщепление платежей позволяет сформировать гарантированный источник возврата денежных средств инвесторам проекта.

Использование такого подхода защищает инвестора от риска невозврата платежей управляющими компаниями, что делает установку Интегрированной Информационной Системы управления инвестиционно привлекательной, способствует притоку на рынок энергосберегающих технологий частных инвестиций.

Практика — критерий истины

На сегодняшний день ЗАО «ЭСКО ЗЭ» совместно с партнерами реализует проект внедрения Интегрированной Информационной Системы управления «МОЙ КОММУНАЛЬНЫЙ ОРДИНАНТ» (ординант — приводящий в порядок, упорядочивающий), позволяющей объединить в едином решении оператора учета потребляемыхых ресурсов и оператора расчета и начисления платежей.

В течение трех лет компанией создано несколько десятков операторов учета регионального и муниципального уровня. На данный момент происходит дополнение их биллинговыми центрами. Создаваемые комплексы обслуживают многоквартирные жилые дома и объекты социальной сферы.

Наиболее эффективными из них на настоящий момент стали комплексы, созданные в результате сотрудничества ЗАО «ЭСКО ЗЭ» с московским предприятием «ГОРИНФОТЕХ» — победителем конкурса Правительства Москвы на внедрение автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности Единых Информационно-Расчетных Центров» (АСУ ЕИРЦ), санкт-петербургским предприятием «ИНАРИ» и программным блоком «1С: учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК».

Широкий выбор партнеров проекта достигнут благодаря заложенной в Системе возможности совмещения практически с любыми существующими информационно-аналитическими и биллннговыми системами.

Мой коммунальный ординант

Десятилетняя деятельность ЗАО «ЭСКО ЗЭ» на рынке энергосберегающих технологий — это постоянный поиск инноваций и внедрение эффективных комплексных решений.

Максимальное исключение возможности негативного воздействия человеческого фактора, «электронный арбитр» вместо нагромождения контролирующих инстанций — это не призывы и лозунги, это конкретные действия по наведению порядка в сфере жилищных и коммунальных услуг, реализуемые в программе по внедрению Интегрированной Информационной Системы управления «МОЙ КОММУНАЛЬНЫЙ ОРДИНАНТ».


← Назад к списку статей