+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Совершенствование Системы Учета Энергоносителей.

18 Мая 2015

При Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 25 марта 2015 года прошло заседание Экспертного совета по энергосбережению и повы­шению энергетической эффективности, посвященное вопро­сам учета потребляемых энергоресурсов. На заседании был не только сделан анализ сложившейся ситуации, но и сфор­мулированы предложения по совершенствованию системы достоверного учета.

В соответствии с Федераль­ным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении» 100%-ный учет (за исключением природного газа) должен был быть организован до 1 июля 2012 года, а в случае невыполнения данного требования ресурсоснабжающие организации (РСО) обязаны устанав­ливать приборы учета в принудитель­ном порядке, предоставляя потреби­телям рассрочку на 5 лет.

Однако до сих пор не создана система достоверного учета потре­бления энергетических ресурсов. Отсутствует баланс между производ­ством, передачей и потреблением коммунальных ресурсов, и как след­ствие, баланс требуемой и распола­гаемой мощности энергетических источников.

Усовершенствование организации учета коммунальных услуг.

На законодательном уровне нет комплексной системы нормативных правовых актов, определяющих от­ветственных за установку приборов учета, наказание за неисполнение, контролирующий орган, стимулиру­ющие и запрещающие механизмы в части жилищного законодатель­ства при расчете платы за услуги ЖКХ.

Необходимо внедрение карди­нальных мер по отношению как к потребителям, так и к ресурсоснабжающим организациям по обязатель­ному учету энергетических ресурсов:

- возможность организации прибор­ного учета третьими лицами, если лица, на которых это возложено законом, не обеспечивают его ис­полнения

- запрет на проведение капиталь­ного ремонта за счет средств Федерального бюджета при от­сутствии общедомовых приборов учета;

- увеличение повышающих коэф­фициентов к нормативу потре­бления при отсутствии приборов учета;

- жесткое закрепление использо­вания средств от повышающих нормативов на установку прибо­ров учета по графику РСО, согла­сованному Минстроем России;

- введение системы контроля качества коммунальных услуг и запуск механизма неоплаты некачественных ресурсов потре­бителем;

- введение обязательных требова­ний при проектировании и стро­ительстве любых объектов-потре­бителей с системой полноценного учета энергетических ресурсов и пр.


Достоверный учет как отдельный вид деятельности.

Системе "потребитель - постав­щик" сложно найти равновесие, т. к. потребитель заинтересован как можно меньше заплатить, а постав­щик - как можно больше продать. Ввиду разных полюсов интересов возникают случаи умышленного вывода из строя приборов учета как со стороны потребителя (при низких нормативах), так и со сторо­ны поставщика (для возможности расчета по максимальной нагруз­ке системы). При этом отсутствие полной картины преимуществ до­стоверного учета, как у потребите­лей, так и у поставщиков, приводит к нежеланию обеих сторон созда­вать систему достоверного учета.

Очевидно, что помимо созда­ния комплексного законодатель­ства, обеспечивающего стимулиру­ющие и запретительные меры для потребителей и поставщиков в це­лях создания системы достоверно­го учета, необходимо выделение достоверного учета как отдельного вида деятельности.

Требования по организации достоверного учета.

Основной задачей нормативно-правового регулирования данной деятельности будет являться введе­ние требований к средствам изме­рения, системам сбора и передачи данных, а также ответственности за достоверность данных как ос­новной задачи данного вида дея­тельности:

- к приборам учета, узлам уче­та в части совместимости всех устройств, защиты от несанкцио­нированного взлома, возможно­сти удаленного сбора данных;

- к системе сбора и передачи  данных в части типизации ко­дов передаваемой информации, совместимости программного обеспечения;

- к стоимости узлов учета и работ по их установке в виде региональ­ных стандартов, открытых для по­требителей;

- к обязательным работам по об­служиванию узлов учета и си­стемы сбора и передачи данных в целях поддержания работоспо­собности системы в целом.

Решаемые проблемы.

Выделение деятельности по органи­зации достоверного учета позволяет решить ряд проблем:

- уменьшить избыточное (нерацио­нальное) потребление энергоре­сурсов1;

- разобраться в величине и структу­ре потерь РСО;

- установить корректные нормати­вы, особенно для малоэтажных многоквартирных домов (МКД);

- внести прозрачность в вопросы выставления счетов жителям;

- обеспечить жителей специалиста­ми для защиты собственных прав в случае нарушения условий дого­вора ресурсоснабжающей органи­зацией;

- обеспечить правовые гарантии возврата инвестиций, вложенных в установку узлов учета и регулиро­вания на МКД;

- найти возможности привлекать внебюджетное финансирование на модернизацию изношенной коммунальной инфраструктуры и производственных мощностей;

- осуществить связь мероприятий и целевых показателей государ­ственных программ с региональ­ными и муниципальными програм­мами (например, по субсидиям);

- разработать нормативные требова­ния к дистанционному съему показа­ний с целью раскрытия информации и повышению достоверности изме­рений, а также к данным для предо­ставления в ГИС ЖКХ, ТЭК и т. д.;

- привлечь в сферу учета и регули­рования энергоресурсов социаль­но ответственный и эффективный бизнес, увеличить мотивацию на­селения.

________

1 - здесь обязательно надо учесть необходимость узлов погодного регулирования и регулирования ГВС (АУУ или АИТП) т. к. при их отсутствии есть опасность перегрева потребителей от РСО при получе­нии гарантированной оплаты через ПУ.

Совершенствование системы достоверного учета.

Для совершенствования системы достоверного учета предлагается:

- законодательно установить обязанность устанавливать и обслу­живать узлы учета и регулирования энергоресурсов вместе с системой сбора, обработки, анализа данных;

упорядочить и облегчить про­цедуру передачи установленных узлов учета и регулирования на ба­ланс конечного потребителя;

- вернуть в ЖК в минимальный перечень работ по капремонту уста­новку узлов учета и регулирования энергоресурсов. Ввести в перечень работ установку оборудования для дистанционного снятия показаний (систем учета);

ввести упрощенный порядок замены вышедших из строя средств измерений в существующих узлах учета и регулирования энергоресур­сов;

включить приборы учета и ре­гулирования энергоресурсов в пере­чень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установ­ление классов энергетической эф­фективности;

- предусмотреть возможность оснащения МКД приборами учета (только с дистанционным снятием показаний) в городах с населе­нием 50 000 чел. и менее за счет средств Фонда содействия ЖКХ и регионального финансирования в соотношении 70/30 от требуе­мых средств;

- ввести оператора достоверного учета энергетических ресурсов, как частного, так и государственного.

________

Материал подготовлен на основании информации, подготовленной Минстроем России.

Справка.

Основными показателями, характеризующими полный и достоверный учет потребляемых

энергоресурсов, как у производителей, так и у по­требителей, являются следующие*:

-    объем платежей населения за коммунальные услуги - 1700 млрд руб.;

-    объем предоставляемых субсидий и льгот по оплате - 326 млрд руб.;

-    количество жителей получающих льготы - 35 млн чел.;

 количество приборов учета электроэнергии физических лиц - 22,7 млн шт.,

из которых соответствует требованиям НПА 6,4 млн шт. (28%)**;

- обшедомовые приборы учета: электрической энергии - 75%, тепло­вой энергии - 63%,

ГВС - 48%, ХВС - 43%".

* Данные приводятся по состоянию на конец 2014 года.

** По экспертным данным.

Статья из специализированного журнала "Энергосбережение" №3, 2015 г.







← Назад к списку статей