+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Так должно быть.

07 Августа 2014


На протяжении уже многих лет мы слышим одно и то же: «Мы наведем порядок в ЖКХ!»

Так говорят с самых высоких трибун, обещают перед выборами депутаты, руководители общественных организаций и просто гражданские активисты.

И ведь нельзя сказать, чтоб ничего не делалось – принимаются законодательные акты, создаются группы общественного контроля, административно ограничивается рост тарифов…

И что в итоге?

В итоге, несмотря на все затраченные усилия и вложенные средства качество содержания наших домов не растет, поток жалоб на ржавую воду, чуть теплые или наоборот такие огненные батареи, что к ним прилипают синтетические занавески, не сокращается. А суммы платежей при этом продолжают расти. Причем так, что Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак с удивлением восклицает: «На сегодняшний день мы имеем одни из самых низких тарифов, а совокупные платежи граждан за коммуналку одни из самых высоких!».

Почему это происходит?

Причина бесконечного кризиса в сфере ЖКХ – отсутствие доступного потребителю и достоверного учета объема и качества потребленных коммунальных ресурсов. Сейчас потребитель похож на покупателя на странном базаре, где известен лишь один параметр товара – цена за единицу продукции. Условно: кило яблок – 300 рублей. Взвешивание же этих яблок и сам набор в корзину производится… под прилавком! То есть покупатель принимает на веру сколько килограмм яблок ему взвесили и какого качества. Возможно, иногда данные объективны, но практика говорит, что в 99% случаев вместо трех килограмм в сумке оказывается два двести и из тех до трети гнилых и битых. В такой ситуации продавцам грех не нажиться. Не дают задирать цены? Возьмем обвесом и пересортицей. Ровно такая картина наблюдается сейчас в российском ЖКХ. Нет, в законодательстве есть соответствующие штрафные санкции и требование установки общедомовых приборов учета (261 ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности…»). Но ответственными за их установку и обслуживание почему-то назначены… сами продавцы (!) – поставщики коммунальных ресурсов.

Надо ли объяснять, почему 261 ФЗ из года в год не выполняется, а большинство общедомовых узлов учета, из числа установленных, ориентированы в первую очередь на интересы самих ресурсников – на предотвращение несанкционированного отбора и возможных фальсификаций со стороны недобросовестных управляющих организаций. Потребитель же по-прежнему не имеет достоверных данных, особенно относительно параметров качества полученных ресурсов (квартирные счетчики не решают проблемы – какой бы температуры вода не шла бы из крана – счетчик засчитает ее как соответствующую требованиям и так же она и будет обсчитана при начислении платежей).

С растущими платежами ясно, но причем тут содержание жилого фонда?

А вот при чем.

Отсутствие уверенности в достоверности начисленных платежей за коммунальные ресурсы, на фоне недовольства их качеством, вызывает рост числа неплательщиков, что заставляет управляющие организации перебрасывать средства, предназначенные на содержание и текущий ремонт помещений на оплату растущих с каждым годов счетов коммунальщиков, а сами дома содержать по остаточному принципу.

Отсюда и немые таджики-уборщики, живущие в мусорных камерах, и антисанитария в подъездах и подвалах, и «недокрас», и «недоремонт», ведущие к прогрессирующему ветшанию жилого фонда.

Выход тут единственный и очевидный – привести ситуацию к норме: оплачиваться должен только тот объем коммунальных услуг, причем соответствующего качества, который реально был потреблен и который реально был необходим для поддержания комфортных условий проживания.

Как организовать независимый от заинтересованных сторон достоверный учет и контроль объема и качества коммунальных ресурсов? А примерно так же, как борются с хищением в крупных магазинах и поддерживают относительный порядок на дорогах – установкой регистраторов – датчиков и камер, автоматически и бесстрастно фиксирующих все нарушения.

Обеспечить такой результат позволяет установка автоматизированных систем контроля, учета, регулирования и диспетчеризации коммунальных ресурсов.

Эти системы способны в режиме реального времени давать всем заинтересованным сторонам информацию об объеме и параметрах поступающих в дом коммунальных ресурсов, осуществлять гибкое регулирование, архивировать и хранить данные.

Наиболее совершенной версией таких систем является автоматизированная система контроля, учета, регулирования и диспетчеризации коммунальных ресурсов АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО» компании ЭСКО 3Э.

Кроме перечисленного, АСКУРДЭ позволяет исключить человеческий фактор, а значит и вероятность ошибок и злоупотреблений, на всех этапах, начиная от снятия показаний непосредственно с первичных датчиков и вплоть до начисления платежей в виде единого платежного документа.

АСКУРДЭ разработана с учетом норм действующего российского законодательства в сфере ЖКХ, сертифицирована Росстандартом и приспособлена для интеграции в единую сеть городского или регионального масштаба, органично встраивающуюся в планируемых государственные информационные системы – ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ.

Для потребителя также является принципиальным, что применение АСКУРДЭ в невероятной степени облегчает процедуру фиксации фактов нарушения параметров качества коммунальных ресурсов для последующего перерасчета платежей в пользу потребителя, о важности чего на заседании Президиума Госсовета в феврале 2013 года говорил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Система же еще и сразу осуществляет перерасчет с учетом штрафных санкций, предусмотренных в таком случае Правилами предоставления коммунальных услуг (354 ПП).

Однако ресурсоснабжающие организации тоже получают немаловажные плюсы: создание сети на основе АСКУРДЭ позволяет в масштабе населенного пункта моментально выявлять все аварийные ситуации, контролировать и оптимизировать технологические параметры коммунальных ресурсов и их потоков.

Россия – страна богатая природными ресурсами. Но высокие цены на энергоносители и сам факт их конечной исчерпаемости диктуют необходимость бережного к ним отношения.

В энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено 50% сокращение энергоёмкости российской экономики. Важным элементом этой стратегии 261 ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности…», предусматривающий оборудование ВСЕХ зданий и сооружений приборами учета энергоресурсов. При этом важно понимать, что реальная экономия будет достигнута, если компонентом этих узлов станут и автоматизированные системы учета и контроля энергоресурсов, интегрированные в территориальные, а в конечном итоге – в государственные информационные сети.

Позитивным примером может служить пример подмосковного Королева, где более 200 домов были оборудованы АСКУРДЭ и объединены в одну систему. За период применения была достигнута суммарная экономия по видам энергоресурсов в размере более 20%, вовремя предотвращены и ликвидированы более 50 аварийных ситуаций и поломок, исчезли жалобы на некачественные коммунальные услуги и некорректное начисление платежей, на треть уменьшилось число неплательщиков.

Такие высокотехнологичные системы как АСКУРДЭ могут устанавливаться как в комплекте с собственным узлом учета (что предпочтительнее), так и поверх уже установленных. На данный момент ею оснащены более 20 тысяч объектов в почти 40 регионах России.

Достигаемое в результате применения автоматизированных систем контроля сокращение объёмов потребляемых ресурсов, улучшение их качества и уменьшение платежной нагрузки на население особенно важны для новых регионов Российской Федерации – Крыма и Севастополя, испытывающих дефицит водных и энергетических ресурсов, и организацию системы ЖКХ и тарифную политику которых в ближайшее время предстоит привести в соответствие с общероссийской.

            Недопустить сбоев в системе обеспечении жителей полуострова коммунальными ресурсами, существенно сэкономить их и, что наверное главное, не допустить резкого скачка платежей возможно лишь с применением современных автоматизированных методов управления и контроля коммунальных ресурсов.

            Именно Крым может стать плотным регионом для отечественных энергосберегающих программ и эталоном энергоэффективности.

Так должно быть.


← Назад к списку статей