+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Внедрение автоматизированных систем учета коммунальных ресурсов. Результаты и проблемы.

28 Апреля 2014

Внедрение автоматизированных систем контроля признано повсеместно единственной панацеей от различного рода злоупотреблений. 

Автоматические камеры наблюдения контролируют каждый наш шаг в магазинах, учреждениях, наших же подъездах. Электронные очереди и электронные торги по госзакупкам. Широкое появление видеорегистраторов позволило навести приемлемый порядок и сократить число злоупотреблений со стороны живых блюстителей порядка на автомобильных магистралях (кстати, буквально на днях видеозапись регистратора признана официальным доказательством в судах). 

И только одна сфера, где «электронный арбитр», пожалуй, необходим более всего, остается слабо охваченной современными средствами контроля. Это учет потребляемых энергоресурсов, в первую очередь, с точки зрения их количества и качества, а также дальнейшие операции по расчету и начислению платежей. И, конечно, организация объективного, достоверного, прозрачного и доступного энергоучета касается всех нас в сфере ЖКХ. 

Закон о защите прав потребителей гласит, что никто не обязан платить за товары или услуги ненадлежащего качества. Любая попытка заставить сделать это (отдельно или в комплекте с другими товарами или услугами) называется навязанной услугой и должна наказываться по закону.

Коммунальные ресурсы тоже являются товаром, а их предоставление – услугой. И для них, естественно, тоже существуют параметры качества. Правила предоставления коммунальных услуг ПП 354 (как и ПП 307) в Приложении 1 содержат полный их перечень (температура и давление теплоносителя, параметры горячей и холодной воды, газа и электроэнергии). Те же нормативные акты содержат и указания на штрафные санкции, предъявляемые недобросовестным поставщикам энергоресурсов вплоть до полного отказа в оплате.

Но вот как доказать факт получения некачественных коммунальных услуг? Существующие правила требуют обращения в управляющую организацию, прихода специально сформированной комиссии, составления протоколов… Мало того, что это схема чрезвычайно непросто реализуема на практике, она еще и не в состоянии достоверно зафиксировать по времени начало и конец периода некачественной услуги.

Это настолько очевидно, что стало предметом рассмотрения на очередном совещании Госсовета РФ и поручения Президента РФ Правительству найти механизм – дословно: «упрощения порядка фиксации потребителем факта нарушения качества коммунальной услуги как основания для перерасчета размера платы за услугу».

И в августе прошлого года Правительство доложилось - «процедура фиксации потребителем нарушения качества коммунальной услуги упрощена: Если исполнитель не приходит по вызову или отказывается от составления акта о предоставлении некачественной услуги, жильцы могут составить такой акт самостоятельно. Главное, чтобы в документе было не менее двух подписей свидетелей, а также подпись председателя совета дома или председателя ТСЖ (ЖСК). Доказательством некачественного предоставления услуги могут быть также фото-, видео- и аудиоматериалы».

Зачем такие ухищрения, когда все проблемы решает установка и эксплуатация автоматизированной системы коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергоресурсов?

Многолетняя практика внедрения автоматизированных систем учета и диспетчеризации коммунальных ресурсов подтвердила принципиально важные с точки защиты интересов потребителей их возможности.

Установка таких систем  действительно позволяет автоматически отслеживать отклонения поставляемых коммунальных ресурсов от параметров, указанных в 354 ПП, вводить соответствующие штрафные санкции в отношении ресурсоснабжающей организации, усиливая эффективность договорных отношений между поставщиком энергоресурсов и потребителем на границе балансовой принадлежности и снижая тем самым платежную нагрузку на население.

В этом смысле наиболее совершенной является Автоматизированная система коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации энергопотребления АСКУРДЭ «НИИ ИТ – ЭСКО» -  главная составная часть Интегрированной Информационной Системы управления компании ЗАО «ЭСКО ЗЭ».

АСКУРДЭ осуществляет автоматический сбор, учет и регулирование энергопотребления, контроль и управление техническими параметрами энергоресурсов, посредством современных интернет-технологий обеспечивает доступ к данным учета, позволяя каждому потребителю буквально в режиме реального времени контролировать объём и качество получаемых коммунальных услуг.

Объединение в единой системе автоматизированного учета всех видов энергоресурсов с использованием интернет-прозрачности, с автоматическим контролем в оперативном режиме за возможными фальсификациями с целью  достижения наибольшей достоверности,  позволяют не только эффективно регулировать потребление энергоресурсов и избегать «человеческого фактора», но и упрощает потребителям оплату услуг, контроль за данными учета и начислений. И что принципиально важно, позволяет перейти на более выгодную потребителю форму расчета - расчет с учетом параметров качества потреблённых энергоресурсов.

На данный момент АСКУРДЭ представлена более чем в половине субъектов Российской федерации, на обслуживании находятся более 60 тысяч зданий, создано более 260 территориальных операторов учета.

Однако в целом, в масштабах страны, автоматизированными системами контроля и диспетчеризации коммунальных ресурсов охвачена лишь малая часть жилого фонда.

Почему же, несмотря на очевидную выгоду для потребителя, внедрение автоматизированных систем контроля и диспетчеризации движется пока недостаточными темпами?

Надо отметить, что сама по себе организация коммерческого учета коммунальных ресурсов – дело не простое и состоит из ряда этапов: организация фактического учета (собственно установка общедомового узла учета в соответствии с 261 ФЗ «Об энергосбережении…»); организация автоматизированного учета (установка автоматизированной системы, позволяющей в режиме реального времени всем заинтересованным сторонам получать реальную информацию об объеме и качестве потребляемых коммунальных ресурсов); ведение контроля за параметрами коммунальных ресурсов (отклонениями по параметрам качества) и их учет; и, наконец, «монетизация» полученных результатов – снижение суммы платежей или перерасчет со стороны ресрусоснабжающей организации (путем организации собственного биллинга, специальных договоров или судебных решений).

И на каждом этапе возникают свои проблемы. Выделим лишь несколько основных.

Во-первых, установка автоматизированной системы в жилом фонде является изменением состава общего имущества, а значит, не может быть произведена без согласия собственников жилья. Учитывая низкий уровень знания специфической тематики коммунального направления, добиться требуемого одобрения весьма непросто. И хотя в этом направлении сейчас в пилотном варианте запущен общественный образовательный Интернет-проект «Коммунал-канал», в целом грамотность населения в области защиты прав потребителей коммунальных услуг и энергосбережения по прежнему оставляет желать лучшего.

Во-вторых, (и это важно) - обязанность оснащения домов приборами учета была возложена на ресурсоснабжающие организации, т.е. самим поставщикам вменили в обязанность установить системы, по факту снижающие их прибыль.

Как следствие, здания оснащаются наиболее простыми и дешевыми, а значит информативно малоценными приборами и системами, призванными в первую очередь защищать интересы самих поставщиков, оставляя в неведение потребителей.

И, конечно же, ресурсоснабжающие организации мягко говоря «не рады» появлению оборудования, делающего прозрачным процесс начисления коммунальных платежей. Поэтому энергосервисным компаниям приходится преодолевать сопротивления, постоянно доказывая очевидные вещи: что согласно действующему законодательству, учет ресурсов могут вести и их поставщик и их потребитель; что устанавливаемая система никак не может влиять на показания приборов измерения, т.к. как получает данные от интеграционного блока общедомового узла учета и т.д.

В-третьих, многие существующие  договоры теплоснабжения сознательно не упоминают параметры качества как существенное условие договора. Включение же в договор пункта об обязательном учете параметров качества опять же встречает сопротивление сырьевиков.

И, наконец, в-четвертых, негативно сказывается несовершенство существующего законодательства в сфере ЖКХ. Причем тут скорее беда не в недостатке регулирующих актов, а в их избытке и возникающих потому нестыковках.

Сейчас идут десятки, если не сотни, судебных процессов по требованиям управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК осуществить перерасчет платежей в соответствии с отклонениями от поставки коммунальных энергоресурсов ненадлежащего качества. И казалось бы элементарная ситуация – вот данные приборов, а вот законы (в частности, 124 и 354 ПП), усилиями арбитражных судей, по понятным причинам не понимающим коммунальной тематики, превращается в триллер.

Доходило до смешного. До невозможности доказать наличие прямой связи качества коммунальных услуг предоставленных гражданам - обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме - с конкретными параметрами поставляемых коммунальных ресурсов (температурой и давлением теплоносителя в системе отопления, например).

В общем, эта тема достойна отдельного, более подробного обсуждения.

Подводя итог сказанному можно констатировать, что хотя автоматизированные системы учета коммунальных ресурсов и доказали свою эффективность в деле защиты интересов потребителей, их более широкому внедрению препятствуют как недостаток компетентности в данном вопросе собственников жилья и должностных лиц, так и отсутствие в законодательстве четких формулировок, регулирующих спорные ситуации при осуществлении энергосервисных мероприятий.


← Назад к списку статей