+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Разруха в головах, а не в клозетах.

11 Июля 2014
Разруха в головах.jpg

Первое, что бросается в глаза на местах – постоянно и повсеместно проходят совещания с запутанными названиями, на которых основным предметом обсуждения становится вопрос: надо или не надо исполнять действующее законодательство? Причем за исполнение выступают только самые смелые и инновационно настроенные участники, говоря об этом с таким чувством, будто первыми в мире готовятся провести какой-то уникальный эксперимент, совершая грандиозный прорыв в науке и технике.

Также периодически обсуждается некая малопонятная вещь под названием «Инновации в ЖКХ». В понимании на местах, инновация - это как правило либо недавно рассекреченная разработка советской оборонной промышленности, либо что-то импортное и очень дорогое, и самое главное в отрасли ЖКХ до сих пор не применявшееся. Для внедрения инновации обязательно надо рискнуть репутацией, бюджетными деньгами, а, следовательно, и свободой. В общем ну ее…

При этом все делают вид, что ни в Советском Союзе, ни в современной России никто и никогда не занимался проблемами, связанными с эксплуатацией жилых домов и их ресурсоснабжением. Руководители на местах, догадавшиеся обратиться к опыту советских ученых и инженеров, считаются технически продвинутыми профессионалами, которых «один на весь город».

Поражает не столько низкий уровень технической грамотности местных управленцев, сколько откровенное нежелание разбираться с научной базой. На местах наибольшим авторитетом обладают «опытные аппаратчики», а попытка погрузиться в суть проблем воспринимается как хобби;

Все демонстративно соревнуются в поиске недоработок в действующем законодательстве и, найдя несколько, с их точки зрения, серьезных недочетов, решают, что:

a. Закон написан непрофессионально;

b. Исполнение отраслевых законов не просто вредно, а невероятно опасно и приведет к краху всей отрасли;

c. Скорее всего, такие нерабочие законы в ближайшее время отменят, поэтому можно потянуть время, присылая в Москву липовые отчеты, и подождать пока там все перебесятся и забудут.

Таким образом ситуация приходит к тому, что основываясь на докладах с мест об успешном решении поставленных задач и, следуя требованиям времени, федеральная власть принимает новые регулирующие документы, объективно необходимые для развития отрасли. В регионах начинают понимать, что, не исполнив предыдущие требования, они не могут исполнить нынешние, но свято хранят веру в то, что ничего менять нельзя, иначе отрасль погибнет. Вместо установления контроля над ситуацией происходит его полная потеря.

Благодаря попыткам каждого региона найти свой особенный и мудрый путь, возникают причудливые юридические и управленческие конструкции, которыми по принципу костылей и подпорок руководители пытаются удержать отрасль от падения. Свой путь всегда считается более верным, чем предлагает Москва, потому что «у нас уникальный регион со своими проблемами».

В результате поиска своего пути возникают проблемы, которых можно было бы легко избежать. Например, в некоторых регионах ответственность (в том числи и финансовая) за поставку некачественного ресурса перекладывается с ресурсо-снабжающей организации на управляющую. Это является одновременно рычагом давления на управляющую организацию и дополнительной статьей ее расходов, что не может не сказаться на качестве оказания прочих услуг населению.

Вообще, не является редкостью конфликт управляющей организации с ресурсо-снабжающей организацией, причем наличие данного конфликта находится далеко за рамками конструктивного спора хозяйствующих субъектов и сильно мешает прохождению какой-либо инициативы, так как она непременно торпедируется либо одной, либо другой стороной.

Дело усугубляется тем, что почти всегда Управляющие Организации юридически по сути являются посредниками в поставке ресурсов в жилые дома, находясь в цепочке между РСО и жителями, при этом, не имея возможности в принципе зарабатывать на поставке ресурса, принимают на себя все риски, в том числе неплатежи жителей и претензии жителей по качеству ресурса. Это привело, например, к тому, что в ходе компании по сокращению долгов потребителей перед ресурсоснабжающими организациями, в регионах административно надавили на УО, настоятельно порекомендовав им погасить существующие неплатежи, для чего последние стали перебрасывать средства с других статей (текущий ремонт и пр), что, разумеется, сказалось на качестве оказываемых услуг и состоянии жилого фонда;

Есть несколько тезисов, которые, как правило, использует при планировании своей деятельности руководитель управляющей организации:

a. Виновными во всех проблемах ЖКХ принято назначать управляющие организации;

b. Руководителя организации могут снять в любой момент, а постоянные проверки, выемки документов и заведение уголовного дела – неизбежное неудобство в работе;

c. С помощью финансовых ресурсов управляющих компаний регионы как правило затыкают разного рода хозяйственные дыры, то есть все сэкономленные деньги всё равно отнимут. Значит деньги надо во что бы то ни стало выводить

Из перечисленного выше, руководители УК делают вывод, что стратегических планов развития в условиях такой турбулентности быть не может, поэтому осуществляют свою деятельность исходя из горизонта планирования максимум в 1 год.

В свою очередь среди всех платежей жителей «за ЖКХ» более половины занимают платежи за энергоресурсы. Наведение порядка в ресурсоснабжении - это наиболее простой и очевидный с точки зрения контроля и наиболее перспективный с точки зрения уменьшения общих платежей жителей участок работы.

Практически ни один регион не имеет внятного, юридически выверенного инструмента для решения этой задачи. И главное, на местах существует страх, что, внедрив подобную систему, будет вызван гнев руководства РСО по причине возможного возникновения у РСО выпадающих доходов.

Но для извлекающих сверхприбыли в «мутной воде» ресурсоснабжающих организаций вреден ТОЧНЫЙ УЧЕТ сгенерированного и потребленного ресурса. Топ-менеджеры и владельцы таких компании, пользуются отсутствием в регионах системы точного учета производства-потребления энергоресурсов, применяя хитрые схемы, предъявляют потребителям произвольные суммы к оплате, что некоторое время назад способствовало появлению известной проблемы долгов потребителей перед ресурсо-снабжающими организациями.

В условиях абсолютной непрозрачности рынка ресурсоснабжения становится очевидно, что прибыль, извлекаемая в подобной ситуации РСО, экономически не обоснована и ее справедливость может быть подвергнута сомнению в ходе даже поверхностного аудита, а в случае приведения деятельности хозяйствующих субъектов в соответствие с российским законодательством, цифры неизбежно скорректируются вниз.

Имея ввиду подобное положение дел, инвесторы считают отрасль непрозрачной и чрезмерно рискованной, что приводит к парадоксальной невозможности обеспечить приток инвестиций в казалось бы самую стабильную и привлекательную часть российской экономики.

Данная ситуация пагубно сказывается и на самих энергетиках, которые, несмотря на отчетность (в которой они отразили, что им все должны), прекрасно понимают шаткость подобного положения вещей и виртуальности долгов и часто необоснованностью собираемых ими денег, что приводит к отказу от серьезных вложений в модернизацию т.к. и так деньги платятся не за что, а модернизация подразумевает четкое понимание своего финансового положения, что в таких условиях не достижимо.

Отсюда в ЖКХ появляется такой интересный экономический термин «деньги в моменте», когда участников рынка интересует только объем пробегающих по их счету денег: чем он больше, тем большую сумму из него можно увести. Разумеется, ни о какой планомерной работе, наведении порядка, повышении качества предоставляемых услуг и тем более о снижении платежей граждан в такой ситуации говорить не приходится;

Подобный временщический подход, способствует развитию теории о вредности и опасности текущих законов и постановлений правительства в сфере ЖКХ и ресурсоснажения. Очень часто от регионального вице-губернатора, отвечающего за ЖКХ можно услышать, что внедрение системы учета (то есть придание прозрачности ресурсоснабжению) приведет к банкротству РСО региона. Это говорит о глубочайшем непонимании не только буквы, но и главное духа действующих законов, и является критичным для отрасли сегодня;

В результате вместо исполнения законодательства все усилия местных властей направлены на создание аргументационной базы, объясняющей почему его выполнить нельзя и, что в нем необходимо поменять.

 

 

РЕШЕНИЕ ДОСТУПНО И ПРИМЕНЯЕТСЯ!

 

«Я всегда рад, когда меня обслуживают из рук вон плохо.

Нет, я вовсе не мазохист – просто лучшие из моих бизнес-идей возникли,

 когда меня плохо обслуживали». 

Ричард Брэнсон, создатель бренда Virgin

 

Это, скорее, была аналитика современного состояния отрасли, взгляд изнутри. Причём, если говорить о коммуналке, и выставить на всеобщее обозрение отчеты по количеству и качеству поставляемых энергоресурсов на границе балансовой принадлежности автоматизированной системы коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации  энергопотребления АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО», то эта аналитическая записка – самый мягкий вариант формулировок.

В настоящее время, развиваются «военные действия» между поставщиками и потребителями коммунальных ресурсов, где агрессивно наступают поставщики, используя финансовый, административный, лоббистский потенциал для решения корпоративных задач путем навязывания такого количества ресурса (при кривом качестве), который они могут поставить и получить больше денег. Ведь все рвались ограничить их тариф, и ограничили до таких пределов, при которых они не решают задачи реконструкции инфраструктуры и красивого проживания. Выход поставщики видят в увеличении объемов продаж (если есть техническая возможность), в поставке некачественного энергоресурса, в фальсификации при расчетах и начислениях платежей и, главное, в непрозрачности всего этого. А отдельные выбросы прозрачности закрывать через лоббистские ресурсы (администрация, суд, ФАС и т.д.).

Самое быстрое решение для небольших организаций потребителей – приобретение собственного инструментария для оперативного, достоверного, прозрачного учета, собственного биллинга для расчета и начисления платежей (во многих случаях это отказ от городских РКЦ). Это позволяет перейти на расчеты с поставщиками по достоверно зафиксированным объему и качеству потребленных энергоресурсов. 


← Назад к списку статей