+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Инструментальный контроль качества теплоснабжения

09 Марта 2009
Генеральный директор ЗАО "ЭСКО 3Э" Б.В. Башкин
Заместитель директора ООО "МНПП Сатурн" И.А. Калинин

Теплоснабжение является одним из наиболее важных составляющих процессов жизнеобеспечения населения. Потребность в количестве тепла определяется температурой наружного воздуха, совокупными потерями при выработке, транспортировке, распределении, потреблении и учете тепла. Реальные потери потребителю неведомы, они скрыты в мишуре действующих правил расчетов, подкрепляющих желание поставщика включить потери в стоимость своих услуг. Тарифы на услуги устанавливают базовый принцип взаимоотношений между поставщиком и потребителем услуг - "нам по потребностям, от нас - по способностям". Суммарные потери отражают фактическую эффективность всего процесса теплоснабжения - услуги, которая оказывается населению централизованно и от которой не возможно отказаться.

"Сюрпризы" качества

Когда поставщик тепла снижает параметры теплоносителя ниже требуемого уровня, потребитель компенсирует это отклонение качества включением дополнительных источников тепла - электронагревателя или газовой плиты на кухне. Так повседневный житейский опыт доказывает потребителю неразрывную связь с качеством оказываемой услуги. Как правило, оплачиваются эти "сюрпризы" самим потребителем. Тотальная установка приборов учета у каждого потребителя предоставляет возможность решить главную задачу - обеспечить возможность контроля качества услуги теплоснабжения.Однако показания приборов учета могут быть искажены влиянием ошибок проектирования, недостаточным качеством самих приборов учета, водоподготовки, вмешательством "умельцев" и прочими "тонкостями". 

"Тонкости" учета

В этой связи невозможно не разделять позицию ведущих специалистов теплоснабжающих организаций, высказывающих вполне обоснованные претензии к качеству измерений применяемых теплосчетчиков. Можно привести пример, когда в одном из городов на границах балансовой принадлежности между поставщиком тепловой энергии (районной котельной) и потребителем (жилой сектор) разность в показаниях теплосчетчиков составляла 15%-20%. Тепловые потери списывали на старые трубы, пролежавшие в земле более 20 лет. После замены старых на современные трубы, (предварительно изолированные, с минимальными тепловыми потерями), разность в показаниях приборов практически осталась прежней. После скрупулезного анализа стало ясно, что из-за приборов, показывающих недостоверные данные, теплоснабжающая организация в течение ряда лет ежегодно не получала достоверных сведений о реальном количестве произведенной тепловой энергии и несла реальные убытки. Стоит предположить, что в обратном случае, когда приборы учета завышают реальное количество потребленной тепловой энергии, поставщик тепла, как джентльмен, немедленно информирует потребителя об этом обстоятельстве и не выставляет счетов на оплату "виртуальной" продукции. Пример показывает, что при выборе современных приборов учета в основе доверия между поставщиком и потребителем услуги должны лежать прозрачность потерь и метрологическая точность учета. И не только.

Достоверность учета и прозрачность управления потерями

Установка приборов учета у потребителя создает иллюзию корректности взаиморасчетов. Даже если прибор точно подсчитает количество потребленного тепла, то цена естественным образом будет аккумулировать все фактические потери и издержки, которые остаются "за кадром". Если учесть, что альтруизм - не самый распространенный метод оказания услуг теплоснабжения, необходимо применять методы автоматического контроля достоверности данных. Одним из таких методов следует считать метод составления динамического баланса между отпущенным и потребленным теплом в границах замкнутого "куста". Между измеренным количеством тепла, поступившим с ЦТП, и показаниями приборов учета группы подключенных к этому ЦТП потребителей тепла в реальном времени определяется динамический баланс. Расхождение баланса будет отражать реальные и виртуальные потери. По схождению баланса можно судить о достоверности данных и их пригодности для последующего автоматического расчета через ЕИРЦ. Превышение нормы расхождения - дает возможность определить точное время отказа достоверности показаний, разрабатывать и включать нормативные методы "ручных" расчетов по данному "кусту". Такой подход позволяет экономически стимулировать поиск и устранение причин отказов - управлять процессами технического обслуживания и ремонта. Перспективность этих методов получила положительную оценку в департаменте топливно-энергетического хозяйства г. Москвы и методы рекомендованы к апробации в Зеленограде.

Положительный опыт г. Зеленограда в ожидании чуда

Привлекательность изложенных выше методов для управления качеством услуг жизнеобеспечения позволила комплексно приступить к реализации Постановления Правительства №77-ПП в Зеленограде. Префектура и ГРП "Электронный Зеленоград" в сжатые сроки, в условиях отсутствия финансирования, приступила к комплексному решению контроля качества услуг теплоснабжения, с использованием устанавливаемых по Постановлению приборов учета. Практический опыт внедрения современных информационных технологий по программе "Электронная Москва" в сочетании с требовательностью Зеленоградского предприятия Мостеплоэнерго к выбору приборов учета и управления процессами теплоснабжения, дал обоснованную надежду на получение прекрасного результата. Появилась реальная возможность на примере пилотного проекта отработать методы управления качеством услуг теплоснабжения, в том числе отработать взаимодействие поставщиков и потребителей услуг с муниципальными органами управления, ЕИРЦ, энергосервисными, обслуживающими и инжиниринговыми компаниями. Прозрачность услуг, предусмотренная в пилотном проекте, обеспечивает возможность управления их эффективностью тарифообразующих технологий, что неизбежно приводит к сокращению потерь, дает возможность повысить качество этих услуг. Все это создает отличные условия для развития малого бизнеса и самое главное - защищает население от наследия затратного способа ведения хозяйства. 
Одним словом - современные методы, предполагаемые к реализации в данном проекте, позволяют использовать накопленный практический опыт в отработке современных технологий управления качеством услуг в городском хозяйстве. Эти технологии должны составить основу для последующего реформирования ЖКХ в интересах москвичей и других городов России. Но этот проект остался на бумаге. Почему?

Качество услуг или мастерство освоения тарифов?

Не надо быть специалистом в городском хозяйстве, чтобы не обратить внимания на постоянную проблему нехватки средств и не заметить устойчивую тенденцию повышения цен на все жизненно важные услуги. Всегда остро стоит вопрос повышения тарифов. Там, где отсутствуют объективные методы автоматизированного контроля, "тарифные" предприятия живут почти по коммунистическим принципам " нам по потребностям, от нас - что получится". Устаревшая структура управления, при буйном росте предпринимательства, породила не самый лучший для горожан союз затратного механизма и бизнеса, в котором освоение средств поставлено на поток, но за качество и конечный результат поставщик услуг не отвечает. Для эффективного управления необходимо оценивать количество и качество оказываемых услуг по конечному результату. Но эта оценка будет востребована только тогда, когда будет изменена структура управления и сформированы условия для экономического стимулирования качественной работы. Иначе можно считать, что при всем внешнем благополучии город отдан "на откуп" предприятиям - монополистам. Именно по этой причине не удалось реализовать проект Зеленограда. Многолетняя практика, доставшаяся по наследству от застойных времен, позволяет списывать на потребителя основную часть фактических издержек. Не имея механизма контроля этих издержек, потребитель становится "спонсором" унаследованного затратного механизма. Механизм "освоения" средств достиг определенного совершенства, поэтому "специалистам", имеющим от этого механизма устойчивый доход, нет никакой необходимости реформировать доходное место. Поэтому общегородская программа тотальной установки приборов учета не сформулирована как управленческая задача, а носит характер шумной кампании, подменяющей остроту проблемы управления качеством теплоснабжения потребностью освоения выделенных бюджетных средств. Данный подход, при всей его современной риторике, ничем не затрагивает поведения монополистов, которое весьма точно описано сюжетом в известной басне: "А Васька слушает и ест…". А может, вовсе нет желания у города управлять качеством услуг?



← Назад к списку статей