+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

АСКУРДЭ - мозг умного дома

16 Ноября 2010
Председатель ТСЖ «В.Жириновский» Владимир Георгиевич Николюкин. 

 В 2008 году, когда перед жильцами нашего многоквартирного дома остро встал исконно русский вопрос что делать и куда дальше двигаться, жильцы решили отказаться от услуг обслуживающей организации (на тот момент наш дом обслуживала организация ООО «ЖЭК-21», вся работа которой сводилась к устранению возникших неисправностей в авральном режиме, при отсутствии каких бы то ни было профилактических и прочих работ) и взять управление домом в свои руки, организовав ТСЖ. 

 На начальном этапе мы думали, что так как «институт ТСЖ» создан в нашей стране относительно давно и на государственном уровне идёт активная агитация по увеличению их количества, основные проблемы в этой сфере достаточно глубоко проработаны и решены. Однако на деле всё оказалось значительно сложнее и запутаннее.

 Проведенный детальный анализ жилищно-коммунального обслуживания жилого дома выявил три наиболее проблемных вопроса: платежи населения за содержание жилого фонда и коммунальные услуги, приборный учет количественных и качественных показателей коммунальных услуг, законодательная база для ТСЖ.

Платежи населения за содержание жилого фонда и коммунальные услуги.

 В настоящий момент в России более 85% от всех платежей населения в ЖКХ приходится на оплату коммунальных услуг. (В развитых странах ситуация в этой области диаметрально противоположная). Это приводит к тому, что денежных средств, собираемых с населения, не хватает на обслуживание жилого фонда. Сложившаяся критическая ситуация, если ее не исправить, приведет к полной разрухе в сфере ЖКХ, даже федеральная помощь в капитальном ремонте жилого фонда только отодвинет эту проблему, а реально ничего не изменит. У обслуживающих организаций не хватает средств производить планово-предупредительные ремонты, принимать на работу квалифицированных сотрудников и т.п.

 Данная ситуация характерна не только для Тамбовской области. Причина её возникновения заключается в том, что тарифы на коммунальные услуги определяются федеральной службой по тарифам через свои региональные представительства, а тарифы на содержание и на водопотребление определяются органами местного самоуправления. И в периоды чрезмерного и ничем не оправданного роста тарифов за коммунальные услуги органы местного самоуправления ограничивали общую плату за жилищно-коммунальные услуги за счет статьи содержания. С одной стороны это правильно по отношению к населению, а с другой стороны мы пришли к тому, к чему пришли. Ситуацию необходимо было срочно исправлять и первый шаг в этом направлении наше ТСЖ сделало в 2010 году, увеличив плату по статье «за содержание». 

 Наш дом в 2009 году участвовал в федеральной программе капитального ремонта (ФЗ №185). Для нас это было очень существенно. Техническое состояние жилого дома, внутренних коммуникаций было в плачевном состоянии. Руководством города нам была предоставлена возможность самостоятельно выбрать генерального подрядчика, этим подрядчиком стала компания ООО «Пик-Строй», которая в кратчайшие сроки и с завидным качеством выполнила все порученные ей работы.

 Но этого мало. Необходимо сохранить на длительное время вложенные средства. А это возможно только при организации качественного и своевременного технического обслуживания жилого фонда. Поэтому увеличение платы статьи содержания это осознанный шаг, поддержанный большинством жильцов нашего дома. 

Приборный учет количественных и качественных показателей коммунальных услуг. 

 Учитывая, что основная часть платежей населения приходится на оплату предоставляемых коммунальных услуг первейшей задачей для нас стала организация четкого контроля над объемом и качеством, потребляемых коммунальных услуг. Задача оказалась достаточно сложной, несмотря на всё обилие различных предложений.

 Нами были определены основные требования к приборам учета:
  • Одновременный учет всех видов энергии, потребляемых жилым домом (тепловая и электрическая энергия, водопотребление и газ);
  • Контроль должен осуществляться в непрерывном режиме, периодичность снятия показаний должна быть не более 5 сек.;
  • Автоматизированная оценка, как объемов, так и качества потребляемых коммунальных услуг:
    • Температурный и гидравлический режим для систем отопления и горячей воды;
    • Уровень напряжения, частота, перекос фаз для системы электроснабжения.
  • Мгновенное оповещение о нестандартных и аварийных ситуациях;
  • Автоматизированная регулировка объемов потребления тепловой энергии и температуры теплоносителя;
  • Универсальность представления измерительной информации для различных условий работы.

 Проведя маркетинговые исследования, из всех реально действующих автоматизированных систем по критерию «эффективность-стоимость» нами была выбрана автоматизированная система коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО», разработанная ЗАО «ЭСКО 3Э». 

 С удовлетворением могу сказать, что выбор был сделан правильный. Анализ практической эксплуатации, при условии непрерывного сравнения АСКУРДЭ с другими действующими аналогами, реально это подтвердил. 

 За отопительный период 2009-2010 г.г. удалось оптимизировать режимы потребления энергоресурсов и получить при этом ощутимую экономию денежных средств, при расчетах за потребленные коммунальные услуги, по отношению к договорным (нормативным) объемам потребления.

 Внедренная автоматизированная система коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО» позволила объединить общедомовой и индивидуальный учет потребляемых коммунальных услуг. Решен вопрос баланса потребляемых услуг, сумма показаний индивидуальных приборов учета в пределах погрешности измерений соответствует показаниям общедомовых приборов учета.

 В качестве критериев качества, потребляемых коммунальных услуг используются критерии, которые определены в договорах с энергоснабжающими организациями, ГОСТами, постановлением правительства РФ №307 и другими действующими НТД. Наиболее важным аспектом стало то, что теперь нет необходимости в организации различного рода комиссий для фиксирования факта нарушения условий договора по качеству предоставляемых услуг и составления актов. Протоколы качества предоставленных коммунальных услуг система АСКУРДЭ выдает автоматически, за любой период, в табличном и графическом виде, параллельно производя расчет штрафных санкций.

 В настоящее время на базе АСКУРДЭ идет внедрение билинговых услуг. 

 Наше ТСЖ отказалось от услуг единого расчетного центра по многим причинам, основные из которых: 
  • Относительно высокая стоимость предоставляемых услуг;
  • Оплата услуг предусматривает оплату в процентном соотношении от общей суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги, что явно противоречит основным требованиям постановления правительства РФ №307, где категорически запрещены использование денежных средств по статье коммунальные услуги на другие цели.

 Открытие своего расчетного центра и паспортного стола позволило существенно снизить материальные затраты по этим статьям, но самое главное - обеспечить постоянный контакт с жильцами дома, что способствует поддержанию нормальной и стабильной социальной атмосферы в доме. В настоящее время прорабатывается вопрос о расширении сферы услуг, предоставляемых бухгалтерией ТСЖ, а именно организации оплаты за другие услуги, например оплату за телефоны. 

 Планируется внедрение полностью автоматизированной подготовки и выпуска платежных документов за предоставленные коммунальные услуги, с учетом их качественных параметров.

 Особый вопрос, это вопрос электроснабжения. Серьезно вопросом количества и качества электроснабжения в системе ЖКХ практически никто не занимался. Отсюда чрезмерные счета за оплату освещения мест общего пользования, катастрофические расхождения между показаниями индивидуальных и общедомовых электросчетчиков и т.п. Как я уже говорил в нашем доме эти проблемы решились с внедрением системы АСКУРДЭ. Мгновенно фиксируются все случаи несанкционированного подключения к электрическим сетям жилого дома, удается зафиксировать даже переключения на внешних электрических сетях. 

 К сожалению, вопросы о качестве поставляемой электроэнергии в энергосбытовой компании решаются весьма трудно. Конечно, их тоже можно понять, с подобными вопросами к ним население практически не обращалось, а если и обращались в частном порядке, так для этого у них внушительный штат юристов, где уж там рядовому жильцу, не имеющему на руках правильно оформленной доказательной базы нарушений подачи электроэнергии, с ними спорить.

 Трудно представить, но на сегодняшний день в Тамбовской области, в системе ЖКХ, не эксплуатируется ни один многотарифный индивидуальный прибор учета электрической энергии, хотя в других субъектах Российской Федерации ими охвачено более 30-40% населения. 

 Впрочем, сначала хочу пояснить, что такое тариф, дифференцируемый по зонам суток на примере ряда областей РФ. Для большинства регионов РФ дневной тариф (с 700 до 2300) равен 2.20 руб./кВт.час, а ночной тариф (с 2300 до 700) он составляет 50%, т.е. 1.10 руб./кВт.час. По такому принципу уже не первое десятилетие(!) живут люди в Башкортастане, Татарстане, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Новосибирской, Омской, Орловской, Самарской, Тверской, Томской, Читинской, Ульяновской и ряде других областях и краях Российской Федерации. У нас же установлен экономически невыгодный тариф, дифференцируемый по зонам суток, для населения: дневной 2.51 руб./кВт.час, вместо 2.20 руб./кВт.час, а ночной 1.40 руб./кВт.час, вместо 1.10 руб./кВт.час. При этом руководство комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области утверждает, что тарифы рассчитаны в строгом соответствии с методикой, действующей на всей территории РФ. 

 

Отчет о качестве коммунальной услуги ГВС (параметр давление) за апрель 2010 г. 

 Не могу не задать вопрос от имени жильцов нашего дома Федеральной службе по тарифам РФ и правительству РФ, т.к. данный вопрос поднимался президентом РФ и ему на всю страну доложили, что все вопросы по тарифам урегулированы: почему в одних областях РФ выгодно населению устанавливать многотарифные приборы учета, в других убыточно? Мы не в праве говорить комитеты каких областей РФ откровенно «лукавят», но мы надеемся, что на всей территории РФ будет установлен единый принцип определения тарифов. Если не правы в Тамбовской области пусть их поправят, если не правы в других областях, пусть их поправят. Одно не понятно, для кого наша промышленность усиленными темпами выпускает однофазные многотарифные приборы учета электроэнергии? Для всех или только для тех, «других», областей? 

 

Графики договорного и фактического потребления тепла за январь 2010 г. 

Законодательная база для ТСЖ.

 С нашей точки зрения, действующие нормативные документы в сфере деятельности ТСЖ требуют существенных доработок. Хочу остановиться на основных из них.

 По утверждению энергоснабжающих организаций критерии качества коммунальных услуг, заложенные в постановлении правительства РФ №307, относятся только для населения и к ТСЖ, как к юридическому лицу, отношение не имеют. Но ТСЖ не производит знергоресурсы, не передает их и не имеет своих инженерных коммуникаций. ТСЖ только объединяет интересы собственников и выступает от их имени при взаимоотношениях со всеми организациями - поставщиками услуг, в том числе и коммунальных. И возникла парадоксальная ситуация, ТСЖ не может отстаивать интересы своих членов перед энергоснабжающими организациями в рамках постановления №307. Кроме того, энергоснабжающие организации ответственность за не качественно предоставляемые коммунальные услуги переложили на ТСЖ.

 Новое веяние - прямые договора между энергоснабжающими организациями и населением. Весьма удачная постановка задачи для того, чтобы практически полностью уйти от ответственности за качество предоставляемых услуг. ТСЖ выступает от имени всех жильцов дома, соответственно и претензии будут от вех жильцов дома, а жильцы заключившие прямые договора с ресурсоснабжающими организациями выставляют претензии только от своего имени. И это на фоне существующей «армии» юристов со стороны энергоснабжающих организаций с четко отлаженной системой, что против них жильцы, как правило юридически и профессионально не подготовленные? Такие прямые договора могут быть только исключением из общих правил, а ТСЖ должен быть присвоен статус потребителя коммунальных услуг, потому что реально ТСЖ и является их потребителем.

← Назад к списку статей