+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Нам бы счётчик подешевле

21 Марта 2011
Интервью с председателем правления ТСЖ (г. Тамбов) Николюкиным В.Г.

Стратегия энергосбережения, принятая в России, и Федеральный закон № 261 требует повсеместной установки общедомовых приборов учета энергоресурсов до 1 января 2012 года. Но что важнее для руководителя ТСЖ или управляющей компании: отрапортовать – мол, все квартиры и дома обеспечены приборами учета, или реально знать – сколько ресурсов было поставлено в дома, и сколько их потреблено, да еще и экономить, и это – при неуклонно растущих тарифах?

Механизм учета ресурсов, действующий сегодня в отрасли ЖКХ, не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются таким образом, что абсолютно все расходы ресурсоснабжающих организаций, даже не связанные с производством ресурсов, перекладываются на потребителя. Итог – завышенные цифры в квитанциях не соответствующие реальному потреблению энергоресурсов.

Осталось меньше полугода до роста тарифов на услуги ЖКХ, энергоносители и установку приборов учёта. Платить по вменённым и явно завышенным нормативам с января 2012 года, населению станет довольно накладно. Уже сейчас, оплата тепла в зимний период занимает от 40 до 60% квитанции за коммунальные услуги.

Сегодня мы публикуем интервью с Председателем правления ТСЖ из г. Тамбова ул. Аэрологическая дом 2 «а», Николюкиным Владимиром Григорьевичем. Это ТСЖ за короткий срок, добилось впечатляющих результатов в ремонте и содержании дома. 

Корреспондент: Владимир Георгиевич в прессе появилась информация, что ТСЖ, всего за пару лет, добилось значительных успехов и реальных результатов в экономии энергоресурсов, а на сэкономленные деньги провело реконструкцию внутридомовых сетей. Это действительно так?

Владимир Георгиевич: Результаты, безусловно, есть и достигнуты они, благодаря разумной и плановой работе. Началось всё с того, что мы просто решили выяснить, кому и за что мы платим деньги.

В 2008 году, в отношении нашего жилого дома остро встал исконно русский вопрос – что делать и куда двигаться дальше? Обслуживающая организация ООО «ЖЭК-21» имитировала бурную деятельность, а в реальности она сводилась, в лучшем случае, к «латанию» дыр. Никакой плановой работы или внятного отчёта о проделанной работе от них добиться было невозможно, и для нас, жителей, наступил предел. Было принято решение управление многоквартирным жилым домом взять в свои руки.

Корреспондент: Владимир Георгиевич, расскажите поподробнее об экономии энергоресурсов, как это осуществлялось на практике?

Владимир Георгиевич: Любое энергосбережение начинается с учета энергоресурсов. Для того чтобы экономить нужно четко понимать сколько мы потребляем. 

Поэтому, для начала, нами были выбраны и установлены качественные, метрологически точные и надёжные приборы учета тепла и воды. Только при использовании качественных приборов, можно быть уверенным, что ты платишь именно за то, что потребил.

Установка приборов учета, в большинстве случаев уже даёт экономию в платежах. Сравнив стоимость потреблённых ресурсов с тем, сколько было бы начислено за то же период по нормативам, мы увидели реальную экономию в 27%. То есть рассчитываться по фактическим значениям приборов учёта экономически более выгодно.

Но, чтобы реально сберегать ресурсы, а не просто учитывать их потребление, установки одних счетчиков недостаточно. Необходима установка автоматизированной системы учета и регулирования потребления энергоресурсов.

Из всех реально действующих автоматизированных систем учёта и регулирования коммунальных энергоресурсов, по критерию «стоимость-эффективность» нами была выбрана автоматизированная система коммерческого учета, регулирования и диспетчеризации АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО», разработанная ЗАО «ЭСКО 3Э» г. Москва. 

Я не хочу заниматься рекламой приборов и программного обеспечения этой компании, а то получится не обмен опытом, а публикация «на правах рекламы», но должен заявить о бесспорных преимуществах данной системы перед аналогами.

Благодаря этой системе учета мы получаем возможность контролировать и регулировать все виды энергоресурсов на различных уровнях их использования (индивидуальный-общедомовой-источник). Так, для начисления платежей собственникам, имеют значение не только показания общедомовых приборов учета, но и индивидуальных. Оператор на мониторе рабочего места в реальном масштабе времени контролирует параметры поставляемых энергоресурсов, их качественные и количественные показатели, баланс между отпущенным и потреблённым ресурсом, выявляет аварийные и нештатные ситуации и т.д. 

Корреспондент: И каковы же финансовые результаты внедрения данной системы?

Владимир Георгиевич: внедрение на доме системы АСКУРДЭ позволило нам на 27% снизить затраты на оплату энергоресурсов. Экономия энергопотребления позволила нам за 2010 – 2011 год поменять трубы квартирных стояков горячего и холодного водоснабжения, произвести капитальный ремонт поквартирных электрощитовых с установкой многотарифных электрических счётчиков также подключив их к системе АСКУРДЭ, продолжить работы по энергосбережению, заняться благоустройством придомовой территории и детской площадки.

В планах ТСЖ - капитальный ремонт лифтового оборудования, текущий ремонт подъездов, установка видеонаблюдения. 

Меняется в лучшую сторону и отношение наших собственников к своему дому. Люди стали больше участвовать в текущей работе ТСЖ, у них нет больше безразличия и апатии к этой теме.

Корреспондент: Владимир Георгиевич, приборы учёта ставятся за счёт потребителей, то есть простых жителей, поэтому людей интересует, в какую сумму им обойдётся прибор учёта, например на отопление и как это отразится на их платежах?

Владимир Георгиевич: На наш дом мы поставили узел учёта за счет участия в Федеральной программе капитального ремонта жилого фонда и подчеркну, не отдельный прибор, а именно систему учёта регулирования и диспетчеризации. Тем не менее, я могу сослаться на пример другого дома, собственники которого решили последовать нашему примеру, но устанавливали сичстему за свой счёт у рекомендованной нами компании, называть которую не буду, что бы это не расценивалось как реклама. 

Это обычный пятиэтажный, четырёх подъездный дом, состоящий из 80 квартир. Узел учёта на отопление с подключением к системе диспетчеризации им обошелся в 225 000 рублей, то есть 2812 рублей 50 копеек с квартиры с рассрочкой в три месяца (937 рублей 50 копеек в месяц).

Тариф за отопление, принятый в управляющей компании составлял для населения, оплачивающего отопление круглый год – 20,6203 руб. за 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц, а для тех, кто оплачивает отопление в течение отопительного сезона – 1,2311 руб. за 1 кв.м. отапливаемой площади в сутки. Таким образом, за трёхкомнатную квартиру площадью 60 кв. м. в первом случае житель платит 1237 рублей 20 копеек в течение месяца за год, а во втором случае 2214 рублей в среднем за семь месяцев. Итого за год плата за отопление составляет 15498 рублей для тех, кто равными долями платит все 12 месяцев и 14846 рублей 40 копеек для тех, кто платит только отопительный сезон (в среднем семь месяцев).

После установки системы учёта на отопление, стоимость этой услуги снизилась в среднем на 30% и составила 1549 рублей 80 копеек в месяц или на 664 рубля 20 копеек меньше. Таким образом, за семь месяцев отопительного сезона экономия составила 4649 рублей 40 копеек, а затратил человек на установку этого узла учёта 2812 рублей 50 копеек. То есть система окупилась в среднем за 3 – 4 месяца отопительного сезона и 1836 рублей 90 копеек остались у человека в кармане. 

Но не считайте этот пример за аксиому, дома все разные по тепловым нагрузкам, по изношенности инженерных коммуникаций, тепловым потерям через старые панельные швы, щели старых окон, разбитые двери подъездов, поэтому экономии может и не быть, если не беречь тепло в доме. 

Корреспондент: Владимир Георгиевич, Вы сказали, что непрерывно осуществляете контроль за качественными параметрами предоставляемых коммунальных услуг. Для простых жителей, пенсионеров это миф или сказка? Как это возможно? Трудно представить себе всю эту процедуру: постоянные комиссии, ведомственные, вневедомственные, хождение по кабинетам и, как правило, никакого эффекта.

Владимир Георгиевич: Во-первых, никакой самодеятельности. Все делается исключительно в рамках действующего законодательства. В соответствии с требованиями Гражданского Кодекса РФ, Постановлений Правительства РФ и других нормативных документов, каждая коммунальная услуга характеризуется своими основными параметрами, например, теплоснабжение характеризуется объемом, температурным и гидравлическим режимами, электроснабжение – также объемом, напряжением и частотой в сети.

Все вышеперечисленные параметры непрерывно фиксируются системой АСКУРДЭ и выдаются в виде отчетов. Они, в свою очередь, являются официальными юридическими документами, не требующими дополнительных подтверждений, так как система «АСКУРДЭ НИИ ИТ-ЭСКО» сертифицирована, внесена в реестр Росстандарта как средство измерения, запатентована и допущена к применению в Российской Федерации.

Данные отчеты можно использовать в качестве доказательной базы в арбитражном суде. Но мы не стремимся доходить до судебных разбирательств и стараемся решать вопросы в рабочем порядке, обоюдными усилиями. Для нас важнее устранить причину некачественной коммунальной услуги, нежели заниматься претензиями и спорами. Мы понимаем проблемы поставщиков, изношенность коммуникаций и т.д. 

Корреспондент: И все-таки, Владимир Георгиевич в качестве примера у Вас имеются конкретные факты некачественного предоставления коммунальных услуг, например, за прошедший отопительный сезон?

Владимир Георгиевич: К сожалению есть. В течение практически всего отопительного сезона у нас наблюдался так называемый «перетоп», другими словами, не выполнялся температурный режим, оговоренный в договоре на теплоснабжение. Другой пример, нарушался гидравлический режим в системе горячего водоснабжения. В настоящее время эти вопросы доведены до поставщиков, они находится в стадии решения.

Корреспондент: Вы надеетесь, что все разрешится… А ответьте, пожалуйста, чего это стоит, если все это перевести в рубли. Может и не стоило поднимать затевать спор?

Владимир Георгиевич: Вы хотите сказать, не поднимаем ли мы «бурю в стакане», чтобы привлечь к себе внимание? Нет, и еще раз, нет. Сумма этих претензий, разумеется, нами подсчитана. Она не просто большая, она неприлично большая. Я ее не озвучиваю по той причине, что это наши расчеты, хотя они проведены весьма компетентными организациями. Но хочу еще раз отметить, что для нас важнее устранить причины некачественного предоставления коммунальных услуг на будущее.

Дело в том, что в системе ЖКХ раньше не обращали внимания на контроль качественных параметров ни в системе отопления, ни в системах холодного и горячего водоснабжения. При установке приборов учета датчики давления не устанавливались и не устанавливаются до сих пор. Вот чем достигается установка приборов учёта «подешевле», - экономят на качестве изготовления узлов учёта, например не ставится запорная арматура, фильтры и грязевики, часто отсутствует заземление приборов, некоторые детали, влияющие на качество измерений – изготавливаются кустарным способом. Аналогичная ситуация происходит и в системе электроснабжения. Разумеется, когда мы поднимаем вопрос о качестве предоставляемых услуг в энергосбытовых компаниях, то не всегда видим адекватную реакцию. Хотя, их можно понять – им приходится зачастую заниматься «латанием дыр».

Мне хотелось бы особо подчеркнуть, что сегодня очень важно трезво понять и оценить следующее: все это не прихоть - просто наступило время решать данные вопросы. За этим будущее, скупой платит дважды, сейчас приобретая счётчик «подешевле» и выгадав сиюминутную экономию – жители будут вынуждены расплачиваться за некачественно предоставленные услуги. 

Подчеркну – общедомовой прибор учёта энергоресурсов - это совместная собственность жителей. Проектная и техническая документация на узлы учёта энергоресурсов, ежемесячные отчёты и ведомости количественных и качественных показателей должны находиться у них. Уже есть прецеденты, когда показаниями приборов манипулируют и фальсифицируют, если жители не хотят интересоваться своей собственностью. 

Корреспондент: Вы устанавливаете многотарифные электросчетчики. Наше горожане вообще ничего не знают и не понимают, что это такое.

Владимир Георгиевич: Да, это, действительно, так. История началась с нашего дома, когда в 2008 году, еще до создания ТСЖ мы официально обратились в комитет по государственному регулированию тарифов по Тамбовской области. Мы просили объяснить, почему на территории Тамбовской области не действует для населения тариф, дифференцируемый по зонам суток? В 2009 году приказом № 84-Э комитета по государственному регулированию тарифов по Тамбовской области был введен тариф на электроэнергию для населения, дифференцированный по зонам суток. 

Однако в Тамбовской области по сравнению с соседними регионами принят дневной и ночной тариф на электроэнергию, который противоречит здравому смыслу и интересам, как энергетиков, так и жителей области. Как правило, в регионах РФ дневной тариф на электроэнергию (с 700 до 2300) равен одноставочному тарифу, а ночной тариф (с 2300 до 700) на 50% меньше дневного. По такому принципу уже не первое десятилетие живут люди в Башкортастане, Татарстане, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Новосибирской, Омской, Орловской, Самарской, Тверской, Томской, Читинской, Ульяновской областях и ряде других регионов Российской Федерации, а у нас в Тамбовской области – дневной тариф выше одноставочного на 17% и ночной тариф составляет от дневного 67%. 

Нам пытаются объяснить, что сейчас «не выгодно» ставить многотарифные электрические счетчики с импульсным выходом. Здесь возникает много вопросов, требующих публичного разъяснения. В конечном счете, почему игнорируются требования Президента России о единстве тарифной политики на территории Российской Федерации? 

С нашей точки зрения выход из создавшейся ситуации только один: если в Тамбовской области что-то не додумали, пусть поправят, а если приняли неправильные законодательные акты в других областях – то исправить ситуацию необходимо там, мы живем в одной стране.

Корреспондент: Владимир Георгиевич, Вы затронули очень серьезную тему.

Владимир Георгиевич: Да, данная тема не так серьезна, как болезненна, особенно для конкретных людей. Это к тому же вопросу о «дешевых» счётчиках. Если бы в Тамбовской области победил здравый смысл и дневной и ночной тарифы различались как в других регионах, хотя бы на 50%, жителям было бы выгодно устанавливать двухтарифные счётчики, при этом стирать, готовить, просто смотреть телевизор именно после 23 часов, экономя свои деньги.

Корреспондент: Вы участвовали в Федеральной программе капитального ремонта жилого фонда. Что можно посоветовать жителям ТСЖ участвующим в этой программе?

Владимир Георгиевич: Крайне важный вопрос и, особенно, что касается Федеральной программы капитального ремонта. С нашей точки зрения, с целью повышения ее эффективности необходимо проанализировать предыдущие этапы ее работы. В тоже время ситуация с энергоэффективностью непроизвольно приходит в тупик. Поясню. После прохождения конкурсных отборов за каждым объектом закрепляется генподрядная организация. Как правило, она не выполняет все виды работ на жилом доме. Для профильных работ, например, установки приборов учета тепловой и электрической энергии привлекаются субподрядные организации. Критерием отбора является цена. Кто предложит дешевле, тот и выиграл. А как в дальнейшем эксплуатировать – этот вопрос никого не интересует. Заказчик, то есть простые жители, не настолько компетентны, чтобы принять участие в выборе комплектации узлов коммерческого учета энергопотребления. А значит, нас ждет следующее: у всех стоят приборы учета, каждый из которых требует индивидуального подхода в обслуживании, обработке результатов измерений и т.д. Представьте себе, что видеокамеры, которые устанавливают в настоящее время на автомобильных дорогах, не объединялись в единую систему, а замыкались индивидуально на различные посты ГИБДД или «закреплённых» за ними сотрудников. О какой эффективной работе можно было бы вести речь?

Вывод напрашивается сам собой. Администрации необходимо взять под контроль вопрос об установке узлов коммерческого учета. Разработать единую стратегическую политику о внедрении диспетчерских пунктов энергопотребления котельной, района, города. Их основой должна стать работа соответствующих приборов учета и регулирования, которые по своим характеристикам могут работать в автоматизированных системах диспетчеризации. Только так можно создать эффективную систему учёта энергоресурсов от поставщика к потребителю.

К сожалению, не вся, установленная на сегодня техника, отвечает подобным требованиям. Например, широко распространенные у нас приборы учета тепловой энергии, где в качестве источника питания используется аккумулятор, при работе в режиме непрерывной диспетчеризации, обеспечивают время постоянной работы только 5 часов. Такой прибор позволяет осуществлять удаленный съем результатов измерений с определенной периодичностью, но абсолютно непригоден к работе в непрерывном режиме. И таких нюансов хватает. Поэтому, должна быть разработана единая концепция в области учета и энергосбережения, с установкой элементов автоматики в рамках Федерального закона № 261.

Корреспондент: Владимир Георгиевич, а если руководство и администрация не поддержит эту идею. Как быть в этом случае?

Владимир Георгиевич: Я думаю, что поддержка будет, потому что система выгодна всем. Конечно в первую очередь – потребителям, простым жителям многоквартирных и индивидуальных домов. Система выгодна, как ни странно и поставщикам энергоресурсов. Она позволяет им оперативно реагировать на нештатные и аварийные ситуации, своевременно предотвращать потери в сетях энергоснабжения, следить за метрологическими параметрами приборов в реальном режиме времени. 

Еще раз повторюсь, не мы авторы такого подхода, это время, уровень развития экономики его диктует. Ресурсы исчерпаемы и с каждым годом дорожают. Мы просто одни из первых внедрили у себя на конкретном доме систему АСКУРДЭ «НИИ ИТ-ЭСКО» и на практике убедились в ее эффективности. Не обратят внимания на неё сегодня, завтра все равно автоматизация, регулировка и диспетчеризация в энергоснабжении найдут место в нашей жизни. Ну, а если нет, тогда каждое ТСЖ или управляющая компания будут предоставлены сами себе. Могу сказать точно, в этом случае проиграют все, но в первую очередь жители, то есть мы с Вами.

Грамотный прибор учета, заведённый в единую систему регулирования и диспетчеризации это инструмент для реальной энергоэффективной экономики, комфортной жизни и «прозрачных» отношений между потребителями и поставщиками услуг ЖКХ.

← Назад к списку статей