+7 (499) 500-02-16

+7 (499) 500-02-17

г.Москва, ул.Водников, д.2, стр.4

Как достичь реального энергосбережения не на словах, а на деле?

15 Июня 2011

Корреспондент журнала «Энергохозяйство» (июнь, 2011) Оксана Романова.

Стратегия энергосбережения, принятая в России, и федеральное законодательство требуют повсеместной установки общедомовых приборов учёта энергоресурсов. Но что важнее для руководителя ТСЖ или управляющей компании: отрапортовать — мол, все квартиры и дома обеспечены приборами учёта или реально знать — сколько ресурсов было поставлено в дома и сколько их потреблено? Знать достоверно, доверяясь не рукописным «грамотам», а руководствуясь цифрами, полученными беспристрастной автоматикой. Да ещё и экономить, и это — при неуклонно растущих тарифах.

Механизм учёта ресурсов, действующий сегодня в отрасли ЖКХ, не стимулирует снижения затрат. Тарифы, как правило, формируются таким образом, что абсолютно все расходы ресурсоснабжающих организаций, даже не связанные с производством ресурсов, перекладываются на потребителя. Итог — завышенные цифры в квитанциях, не соответствующие реальному потреблению энергоресурсов.

Чтобы реально сберегать ресурсы, а не просто учитывать их потребление, установки одних счётчиков недостаточно. Необходимо комплексное автоматизированное решение вопроса, а оно предполагает установку целых систем учёта и регулирования.

Система представляет собой комплекс измерительных приборов, приборов регулирования, приборов передачи данных, а также сервисных приборов (датчики затопления, проникновения и тому подобное), объединённых в общую сеть и подключённых к единому серверу. Система позволяет объединять все уровни учёта (индивидуальный — общедомовой — источник), что даёт возможность формировать балансы, позволяющие контролировать утечки, хищения и тому подобное, а также — учитывать и контролировать качество множества ресурсов: горячего, холодного водоснабжения, отопления, электро- и газоснабжения одновременно

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОНТРОЛЬ ВСЕХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ?

В первую очередь это удобно. В настоящее время начисление платежей за пользование каждым ресурсом происходит отдельно. За холодную воду потребители рассчитываются с «Водоканалом», за горячую — с теплоснабжающей организацией и так далее...

Введение системы учёта упрощает ситуацию. Система позволяет контролировать все ресурсы одновременно и делать начисления в соответствии с потреблением.

Как это происходит технически? К прибору учёта подключается передающее устройство (например, GPRS- модем), которое получает данные и передаёт их на общий сервер, где они обрабатываются и архивируются. Автоматически составляется ведомость сразу по всем показателям.

Благодаря системе учёта мы получаем возможность не только контролировать все виды ресурсов, но и все уровни их использования. Так, для начисления платежей собственникам имеют значение не только показания общедомовых приборов учёта, но и индивидуальных. Оператор на мониторе рабочего места одновременно видит все показатели, балансы между отпущенным и потреблённым ресурсом, параметры поставляемых энергоресурсов.

В настоящее время в России системы не установлены практически нигде. А это значит — вручную списываются данные со всех приборов учёта — индивидуальных и общедомовых, вручную начисляются платежи. Впустую тратятся время и средства на зарплату обходчикам и бухгалтерам. Но самое главное — остаётся простор для ошибок, погрешностей и фальсификаций...

Структура системы АСКУРДЭ

КАК ПРОЗРАЧНОСТЬ ПОМОГАЕТ ЭКОНОМИТЬ?

Да, в современной системе ЖКХ ни о какой прозрачности начислений речи не идёт. А между тем она выгодна каждой стороне.

Ресурсоснабжающим организациям — потому что имеют место факты мошенничества со стороны потребителей. Известны ситуации, когда те же учётчики прямым текстом предлагали жильцам «подкрутить» приборы, а разницу платежей поделить пополам. Система диспетчеризации позволяет фиксировать подобные манипуляции моментально. Например, вода в трубах не может быть всё время одной и той же температуры, а меняется один параметр — меняется вся картина на мониторе. Но если один показатель на общедомовом приборе остаётся неизменным — специалисты видят это и понимают: что-то не так. «Подкручивание» квартирных счётчиков система не показывает, но его можно отследить по разнице цифр между общедомовым потреблением и суммарным потреблением в квартирах.

И, конечно, прозрачность выгодна потребителю, в беспристрастной системе отслеживание всех показателей и начисление оплаты происходит по факту. Некоторые ТСЖ даже выводят показания приборов на сайт, где каждый пользователь в режиме онлайн может видеть, как происходит потребление ресурсов и начисление платежей. Нет субъективного фактора, а кроме того — упрощается и ускоряется долгий процесс следования цифр от прибора учёта в квитанцию.

А порой система и вовсе избавляет потребителя от необходимости платить за жилищно-коммунальные услуги...

КАК ВООБЩЕ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА РЕСУРСЫ?

Потребитель может не платить за поставляемые ему некачественные ресурсы. Об этом говорит ст. 542 Гражданского кодекса РФ. Мало кто пользуется сегодня этим правом, хотя механизм его применения прописан в Постановлении Правительства от 23.03.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Там чётко установлены критерии оценки качества, описаны санкции, которые налагаются на поставщика ресурсов, и разъясняются случаи, в которых потребитель имеет право оставить поставщика без своих денег. Главное — привести доказательства того, что подобный случай действительно имел место.

В этом и заключается сложность. В настоящее время трудно доказать даже элементарное отключение воды. Об этом нужно сообщить в ресурсоснабжающую организацию, затем составить акт, где указать в присутствии свидетелей точное время, с какого у вас отсутствовала вода, и время, когда подача была возобновлена. Выполнить всё это на деле немыслимо трудно. А система фиксирует состояние подачи воды каждые пять секунд, автоматически снимая показания. И даже — может делать CMC-рассылку по заданным телефонным номерам, сообщая об экстренных ситуациях.

Если факты перебоев, хоть и с большим трудом, но можно зафиксировать вручную, то проконтролировать качество поставляемых ресурсов, даже при помощи приборов учёта, не под силу никому. И в этом — ещё один плюс системы. Она и это делает автоматически.

«Возьмём, например, учёт горячей воды в домах,— говорит Владимир Синелыциков, коммерческий директор компании «ЭСКО ЗЭ» — производителя автоматических систем учёта ресурсов.— В трубы поступает вода определённой температуры. В системе, кроме прибора учёта количества, стоит и прибор учёта качества ресурса, то есть — давления, температуры и т.д. Если эти показатели выбиваются за пределы нормы, указанной в законе, нарушение сразу фиксируется. И квитанции рассчитываются уже с учётом того, какого качества услуга была поставлена. С теплом у нас происходит так: больше расход или температура в трубе — жарко в квартире, люди открывают форточки, обогревая улицу. И при этом — платят за избыток тепла. Ресурсоснабжающей организации это выгодно: больше потребление — выше платежи. Но если (благодаря учёту качества) будет сделан перерасчёт и теплоснабжающая организация не получит денег за некачественную услугу, то в следующем месяце, она, что называется, прикрутит вентиля».

Конечно, «перетоп» убирается с помощью регуляторов, но как быть с остальными показателями качества? То же касается электричества и других ресурсов. Если система сертифицирована, то её показания — и повод для перерасчёта, и доказательство в суде. Хотя до суда обычно дело не доходит — слишком «железными» аргументами являются выписки, сделанные автоматикой.

Да, возможно, вина за низкое качество услуг состоит не в злом умысле ресурсоснабжающих организаций. Имеют место и прохудившиеся трубы, и устаревшее оборудование. Но потребитель не должен платить за это. И только система учёта позволяет ему этого не делать.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Прогрессивно мыслящие игроки отрасли считают, что идеальной для энергосбережения будет ситуация, когда операторы учёта ресурсов будут независимыми.

«Оператор должен быть независимым по отношению и к потребителям, и к ресурсоснабжающей организации,— считает Владимир Синельщиков.— Тогда объективность данных будет абсолютной. В данный момент, как правило, систему устанавливают ТСЖ, но при этом дают доступ к ней и ресурсоснабжающим компаниям. Это уже похоже на то, как должно быть. Законопроект же об операторах учёта пока только подготавливается.

В данных условиях наиболее эффективный путь — максимально автоматизировать учёт, установить такую систему, которая совместит в себе наибольшее количество функций, доводя роль человека до полного невмешательства. Не все из современных систем учёта справятся с такой задачей. АСКУРДЭ справляется.

← Назад к списку статей